Новости и акции

01Свежие новости и акции

Как товары, которые лежат на полках магазинов, попадают под пристальное внимание таможенных органов.Выездная таможенная проверка: документы и легализация сомнительной партии.

Как проходит процедура таможенного контроля в том случае, когда товары уже находятся в обороте на территории Российской Федерации, но вызывают подозрения контролирующих органов, рассказала начальник отдела контроля за оборотом товаров главного управления таможенного контроля после выпуска товаров Федеральной таможенной службы Светлана Арбекова:

— Итак, что же является основанием для проведения контроля при обороте товаров? Как правило, чтобы инициировать проверку, мы используем информацию от правоохранительных подразделений таможенных органов, информацию от контролирующих органов, СМИ, а также проводим собственную аналитику.

  • Только в Российской Федерации контроль оборота возложен на таможенные органы. В других государствах-членах ЕАЭС, как правило, этот контроль осуществляют налоговые органы.

При выходе на проверку таможенные органы обычно применяют такую форму таможенного контроля как осмотр территорий и помещений. Эта форма призвана установить товар, подлежащий проверке – то есть, на который есть информация о незаконном нахождении в обороте.

Необходимы документы о выпуске товара в оборот на территории ЕАЭС

Основной вопрос проверки при обороте товара – факт выпуска товара на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). То есть товар может перемещаться в рамках взаимной торговли, но при таможенном контроле должны быть представлены документы, подтверждающие выпуск.

  • Ели он выпущен не на территории Российской Федерации, значит предоставляется информация о выпуске его в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении.

Информация о всех выпущенных товарах передаётся в ФТС в рамках обмена ведомств, мы располагаем информацией по номеру декларациина товар: где он выпускался – в России или в других государствах-членах ЕАЭС.

Федеральная служба тесно взаимодействует с другими надзорными органами

Учитывая, что с 1 июля 2020 года в отношении ряда товаров у нас введена обязательная маркировка, при контроле оборота таможенные органы обращают внимание на её наличие.

Выпуск товара и наличие маркировки лучше проверить заблаговременно

Товары, которые полежат обязательной маркировке, не могут быть легализованы после выпуска в оборот. То есть в отношении этих товаров не применяются положения, позволяющее его задекларировать. Поэтому при приобретении товаров на внутреннем рынке ЕАЭС обязательно проявлять осмотрительность, и при каких-то сомнениях о выпуске товаров на территории Союза, обратиться в таможенные органы и проверить факт помещения товаров под таможенную процедуру.

  • Ответственность за отсутствие маркировки на товарах предусмотрена статьёй 15.12 КоАП РФ . За отсутствие маркировки на товарах в большом объёме предусмотрена уже уголовная ответственность по статье 171.1

Я рекомендую проявлять осмотрительность и обращаться в таможенные органы при заключении сделки на крупную партию, чтобы удостовериться, что этот товар был выпущен, а все таможенные платежи в отношении него уплачены.

После того, как объект контроля установлен, начинается следующая форма контроля – выездная таможенная проверка.

Нет документов – товар могут арестовать и изъять

В рамках выездной проверки может быть произведён досмотр товаров, а при отсутствии документов на товары у таможенных органов есть основания для наложения ареста.

И если арест, по их мнению, является мерой недостаточной – есть основания полагать, что товар может быть утрачен после того, как проверяющие уйдут с объекта – может применяться форма изъятия товара и помещение его в зоны таможенного контроля. Но это происходит только в том случае, если лицо не предоставляет документы на товар и у него отсутствуют сведения о том, как он был приобретён и у кого.

  • Хочу отметить, что меры по изъятию из оборота товаров относятся к компетенции не таможенных органов, а Роспотребнадзора и МВД РФ. Поэтому в рамках осуществления контроля при обороте таможенные органы тесно взаимодействуют с данными территориальными органами.

В ходе проверки у таможенных органов есть право запрашивать у лиц, связанных по сделкам, документы, подтверждающие факт выпуска, если товар куплен не у импортёра, а у лица, которое приобрело товар уже на территории ЕАЭС.

Документы нужно предоставить в законный срок

Для предоставления документов таможенные органы выставляют требование с указанием: в какой срок необходимо это сделать. За несоблюдение этих сроков предусмотрена административная ответственность по статье 16.12. КоАП РФ.

Поэтому при приобретении товаров следует проявить внимательность и запросить у продавца документы, где указаны сведения о выпуске товаров.

Если декларация найдена – с товара снимают ограничения

Таможенные органы проверяют документы, анализируют базы деклараций в таможенных органах ЕАЭС, и если подтверждается факт выпуска, с товара снимаются ограничения и арест, а если товары были изъяты, они возвращаются лицу.

Если по результатам проверки не подтверждается факт выпуска, товары подлежат изъятию.

Задекларировать такие товары можно

Тем не менее, лицо, у которого был обнаружен незадекларированный товар, имеет право его задекларировать в соответствии со статьёй 318 Федерального закона «О таможенном регулировании» , но только если товары подлежат декларированию в течение месяца после проверки и признания товара незаконно перемещённым. Если по истечении 30 дней эти действия не совершаются, товар подлежит обращению в федеральную собственность.

Напомню, что в отношении немаркированных товаров такой возможности нет – они изымаются из оборота.

На таможенные органы возложен контроль и за санкционными товарами, в отношении которых в одностороннем порядке приняты запретительные меры. Если данные товары обнаружены в ходе проверок, инициированных по заявлениям граждан и надзорных органов, они подлежат незамедлительному изъятию и уничтожению.

Санкционные товары, как и немаркированные, легализовать нельзя.

Есть также товары, которые запрещены к обороту на территории России. К ним относятся товары, в отношении которых в Республике Казахстан применяются пониженные ставки таможенных пошлин.

Эти товары являются условно выпущенными, должны использоваться только в Казахстане и не должны перемещаться на территории других стран Таможенного союза. Перечень таких товаров представлен в 59 решении Евразийской экономической комиссии.

Публикация подготовлена по материалам вебинара ФТС «Таможенный контроль при обороте товаров»